Кустарник Tabernanthe Iboga включен в религиозное движение возрождения Африканких племен — Бвити, начало которого может быть отнесено к концу прошлого века. В полную силу это движений вошло где-то в годы Первой Мировой Войны.
Религия Бвити широко распространена в Габоне, Камеруне, Конго и Заире. Культ является тайным вследствие активных гонений со стороны католической миссии.
Согласно религии Бвити психоактивное растение Ибога было обнаружено пигмеями в глубине джунглей.Позднее они передали свое знание племенам Apindji и Mitsogho, которые первыми стали проводить ритуалы. И таким образом религия стала распространяться по всему южному Габону.Первоначально, практика Бвити включала человеческую жертву и ритуальное людоедство. Но вскоре эта практика была отменена и в жертву стали приносить молодых цыплят. Безусловно, обвинения в преступном колдовстве и так называемых дьявольских иллюзиях, порожденных T.iboga, всегда были частью истории Бвити.
В период с 1920 по 1940 годы преследования культа были особенно активны. Сжигали храмы, убивали жрецов, но культ не исчезал.
Цикл ритуалов культа Бвити основан на религиозном календаре, подобном католическому. Все ритуалы проводятся исключительно в ночное время и связаны с использованием галлюциногенного растения T.iboga. Церемонии проводятся с субботы на воскресенье, на Рождество и Пасху.
Подготовка ибогиПроведение ритуала также возможно в случае инициирования нового участника культа. В таком случае ему предлагают употребить большую дозу Ибоги, отличающуюся от традиционной нормы. Это приводит к тому, что инициируемый впадает в транс и его сознание переносится в мистические миры, в которых он получает посвящение от Богов. Ритуал инициирования начинается с исповедания в своих грехах.
В случае сокрытия грехов или лжи, мистическое путешествие может не состоятся. А если кандидат на посвящение утаил убийство человека, то Ибога накажет его мучительной смертью. Церемония посвящения достаточно длительная и может занимать около трех дней, в ходе которых ученик постепенно употребляет части корня Ибоги.
Все это время он лежит на полу в храме и за ним присматривают ритуальные «отец» и «мать». Помимо «родителей» присутствуют другие члены сообщества, они будут сопровождать своего будущего брата в его долгом путешествии.
В течение этих ночей любой из участников может также употреблять iboga. Сознание новичка претерпевает интенсивные изменения, становясь более отделенным от окружающей его действительности.
Обычно в течение третьей ночи один из участников должен оказать болевое воздействие на тело ученика, чтобы гарантировать его разобщенность с внешним миром. Если он не реагирует, подразумевается, что он подвергается кульминационному моменту опыта. Этот момент являет собой диалог посвящяемого с Богом.
Во время видений новичок преодолевает долгие путешествия к земле мертвых, которые служат посредниками с божественным началом. Он может также столкнуться со своими предками или другими людьми, известными ему. Галлюцинации, сопровождающие ученика во время путешествия полны глубокого символического значения; мир джунглей с его деревьями, растениями, и животными действует как экспериментальное и образное основание для видений.
Священная сущность, которая встретится во время путешествия должна сообщить ученику его новое, посвященное имя. После трех дней ритуала один из участников должен помочь ученику проснуться.
Бывают случаи когда ученик умирает во время ритуала, по мнению жреца, это свидетельствует о скверных мыслях и не смытых грехах испытуемого перед мистическим путешествием. После инициирования ученика нарекают банджи. Крещение посредством ибоги, равно как и католическое крещение может проходить в любом возрасте.
Также, одной из важнейших церемоний культа Бвити являются ngozi или ночные ритуалы, направленные на Ночной ритуал стимуляцию религиозного пыла и объединение участников культа. Начало церемонии происходит приблизительно в 8 утра и сопровождается употреблением Ибоги, стоя на коленях.
Жрец культа подносит ложку с корнями Ибоги каждому участнику. Как и в случае с христианским причастием дотрагиваться до галлюциногена нельзя. Чтобы облегчить употребление сухих корней можно использовать воду.
Доза растения индивидуальна для каждого участника. Жрецы Бвити внимательно относятся к дозированию галлюциногена, потому что в случае употребления большой дозы человек может потерять ориентацию в окружающем мире или умереть.
Участники ритуала надевают разноцветные одежды и красят лица белой глиной. В течении ночи они танцуют и поют. Танцы соответствуют точным хореографическим схемам. Время от времени они отдыхают, пьют и смеются. Различные циклы музыки и танца содержат символические и точные значения, связанные с мифологией Бвити.
Во время вечерней церемонии есть две фазы: первая длится от заката до полуночи и характеризуется мотивами, иллюстрирующими создание мира, и рождение Адама и Христа. Вторая фаза длится с полуночи до рассвета, и проводится под влиянием образов смерти и разрушения, смерти Христа, изгнания из Рая и Потопа.
Мифология Бвити состоит прежде всего из сложной теогонии и мифологии, имеющей дело с происхождением растения Ибога. Несмотря на традиционный базис, мифология подвергается многим изменениям среди сект и разнообразных этнических групп.
У Бвити нет письменных текстов для распространения их верований, за исключением некоторых «катехизисов», которые являются весьма сложными для прочтения. По многим сравнениям религиозные каноны Бвити схожи с христианской концепцией. Растение Ибога является аналогом библейского древа познания.
Легенда о происхождении Ибоги, известна Бвити как «История аль Мума»: Bandzioku из племени Пигмеев потеряла своего мужа во время сбора фруктов в лесу. Он упал с дерева и разбился, но его тело не смогли отыскать. Убитая горем жена вернулась в деревню и по закону племени вышла замуж за брата мужа.
Позднее она пошла ловить рыбу и расставила сети для ее поимки. После проверки сетей она обнаружила в них человеческие кости, принадлежащие ее первому мужу. Она вынесла кости на берег. Вдруг появилось животное, которое подобрало кости и направилось вглубь джунглей. Женщина шла вслед за животным, пока не оказалась возле пещеры Kakonangonda. Из пещеры доносились голоса духов — Bandzioku, ты хочешь увидеть нас? Да, -ответила женщина.Тогда духи накормили ее корнем растения, произрастающего в углу пещеры…Это была Ибога.
Отведав корень Ибоги она увидела души мертвых, в числе которых был ее первый муж. Перед тем как вернуться в деревню духи взяли с нее обещание о периодическом подношении для них. На следующий день она собрала продовольствие и отнесла его духам. Так она поступала несколько дней. Но ее муж заметил частые уходы жены и решил за ней проследить.
В следующий раз когда она принесла подношения к пещере, духи неистово закричали -«Мума, Мума!»(что говорило о том, что рядом непосвященный). Она стала убеждать духов, что пришла одна, но обернувшись увидела за деревом мужа.
Муж подошел к ней и спросил с кем она разговаривает. Тогда женщина дала попробовать ему корень Ибоги. И муж тоже стал видеть духов, в том числе и своего мертвого брата. С тех пор человек забрал растение из пещеры и создал культ Бвити, в основе которого лежит поклонение растению Ибоге.
В настоящее время распространены организации, которые пытаются объединить секты культа Бвити. Их основная цель состоит в том, чтобы получить признание Правительством Габона, который поместил бы Бвити на уровне Христианства и Ислама.
Один из лидеров, Оуоно Дибенги Луи Мэри, создал в течение последних нескольких лет «Молодежное Движение Ибога» для того, чтобы новые поколения могли централизованно познакомиться с религиозной концепцией Бвити.
Свежие комментарии