Аскетизм – это добровольное принятие некоторых ограничений ради нечто лучшего. В древней Греции аскетизмом называли упражнения (от слова «askeo» - упражняюсь) в добродетели.
Философское обоснование и практическое воплощение аскетизм получил в религиозных учениях Древнего Востока.
Так, например, учение йоги целиком и полностью основано на этом принципе.
В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Аскетизм тела состоит в поклонении Всевышнему Господу, брахманам, духовному учителю, старшим, таким как отцу и матери, а также в чистоте, простоте, целомудрии и непричинении насилия» (17.14).Аскетизм ума состоит в постоянной медитации, философском поиске Абсолютной истины и размышлении о всеобщем благе, которое в конечном счете сводится к распространению сознания Кришны.
«Аскетизм речи состоит в произнесении слов, которые правдивы, приятны, благотворны и не беспокоят других, а также в регулярном чтении ведических гимнов». (17.15.)
Из всех форм аскетизма можно выделить два основных направления: одно направление ради достижения материального благополучия, второе, ради духовного совершенства.
В народе говорят, «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Даже для того, чтобы просто есть, спать и удовлетворять материальные потребности тела и ума необходимо принимать аскезу – работать в поте лица…. Само по себе это может показаться противоречивым, т.е. с одной стороны, мы хотим наслаждаться материальной жизнью и ее благами, но, с другой, вынуждены соблюдать строгие правила и ограничения. Так, например, даже чтобы получить хорошую, высокооплачиваемую работу, что позволило бы наиболее полно удовлетворять наши все возрастающие материальные потребности, человек должен учиться, отказавши себе во многих удовольствиях жизни.
Живя, как попало, вне семьи, в чужом городе, сократив свои расходы до минимума, влезая в долги, чтобы оплатить обучение, ограничивая и сокращая время для сна, еды «грызть гранит науки». Или другой пример, чтобы иметь хорошую атлетическую форму и занять первое место на спортивных состязаниях, спортсмены вынуждены много тренироваться.Порой наша аскеза связана с риском для самой нашей жизни. Так, желая выжить, защитить себя, человек должен взяться за оружие и идти на войну.
Но и в мирное время часто человек вынужден рисковать жизнью: в профессии пожарника, полицейских – и не только это, но и врачей, ученых, проводящих различные опыты и эксперименты. Врач может заразиться, ученый облучиться.... Существует бесчисленное множество несчастных случаев на производстве, в быту в мирное время.
Хотя наша жизнь временна, сама по себе, полна беспокойств, но ко всему прочему она требует еще и огромного напряжения и ограничений, подвигов и лишений.
Если мы добровольно не ограничиваем себя в материальной жизни, сама природа силой и стечением обстоятельств будет навязывать ограничения во всех сферах человеческой деятельности: в труде и отдыхе, в учении и постижении наук, в повседневных занятиях и спорте. Не сомневайтесь, если человек не соблюдает диету, не регулирует прием пищи, свою работу, досуг и отдых, если он сознательно не ограничивает половые наслаждения, то беды не миновать. Сама природа заставит его сократить чувственные наслаждения и принять вынужденную аскезу.
Если человек ест, что попало (мясо, рыбу, яйца….) употребляет интоксикации (наркотики, алкоголь, табак, кофе, чай и пр.), если человек без удержу занимается сексом (с кем попало и как попало), то, несмотря на то, что это приносит ему некоторое удовольствие, развязка будет роковой. Как сказал поэт, «за каждый миг и сладкое мгновение слезами и тоской заплатишь ты судьбе….. как правило, все любовные похождения заканчиваются трагедией. Расплата превосходит наши возможности, игра не стоит свеч. Должников материальная природа опускает на дно, в глубокую яму адских условий жизни, предугадать которые невозможно.
Люди, чрезмерно употребляющие жирную, мясную пищу и алкоголь страдают заболеваниями печени, желудка и расстройством функций внутренней секреции. Мясоедов ждет рак и сердечнососудистые заболевания; курильщиков табака – легочные и болезни кишечного тракта. Мужчин, злоупотребляющих сексуальными наслаждениями ранняя импотенция, а в особо злостных случаях на этой почве болезнь Дауна и Паркинсона и умственная отсталость. Для обоих полов беспорядочные сексуальные отношения являются причиной венерических заболеваний, спида и гербиса.
Совершая то или иное преступление, мы не можем обмануть законы природы. Секс предназначен только для зачатия потомства, а для питания человеку рекомендована только вегетарианская диета, исключая интоксикации.
Конечно, в силу более развитого сознания человек может нарушать эти законы, но в этом случае ему не избежать наказания. Наличие знания, предоставленного в форме Вед и других согласных с ними писаний, а также интеллекта, в отличие от животных, повышает ответственность человека за свои поступки. Законы кармы подчиняются все, но именно в человеческой форме жизни мы создаем карму, а в других формах реализуем.
Ради чувственных наслаждений существуют тела полубогов и животных, но человеческое тело не предназначено для этого. Человеческая жизнь предназначена для познания Абсолютной истины Верховной личности Бога Шри Кришны. Она полна аскетизма и тапасьи (воздержания). Ради духовного совершенства нет ограничений на аскезу. Через ограничения человек обретает сиддхи и мистические совершенства, достигает высших планет и конечного освобождение от круговорота рождения и смерти. Результаты любой деятельности неразрывно связаны с аскезой совершенной человеком в его прошлых рождениях.
Все достижения в науке, искусстве, литературе, в политике, экономике - в любой сфере личных и общественных отношений являются результатом аскезу отдельной личности или группы таких личностей.
Так истории известно, что расцвет человеческой цивилизации, ее материальный и духовный прогресс, мировые революции и наиболее значительные достижения в духовной сфере были даны через подвижническую деятельность, аскезу и покаяние.
Моисей, Будда, Христос, Магомет и многие святые принесли себя в жертву ради блага других, добровольно ограничив себя ради высшей цели через пост и молитву, через изучение писаний и вдохновение.
Мирские лидеры, подобные Наполеону, Ленину и его соратникам, Махатма Ганди и прочим смогли произвести свои преобразования в обществе, также путем добровольно принятых ограничений. Сама их жизнь – это пример великой аскезы и воздержания. Великая сила заключена в добровольно принятой аскезе. Человек, отказавшийся от секса, никогда не потерявший семени, обладает исключительными интеллектуальными способностями, памятью и возможностью осознать различие между телом и душой. Приняв отрешенный образ жизни (санньясу), такой человек достигает Брахмалоки, высшей планеты вселенной, во время полного разрушается которой, он сразу же переносится в обитель Кришны в мир Вайкунтхи.
Таким образом, как мы уже говорили, аскетизм может быть двух типов: ради материальной и духовной целей. Ради материальной - результаты временны. Они приходят, как правило, быстро, но и уходят также быстро, долго не задерживаясь. Исчерпав запас благочестивой деятельности, живое существо опять возвращается на круги свои, становится вынужденным снова посвящать себя упражнениям в аскетизме. Ради духовной цели результаты приходят не сразу. Требуется некоторое время. Но, когда они приходят по милости Господа Кришны, мы достигаем вечного и непреходящего. Вот почему говорится, что на этом пути, развития своего дремлющего сознания Кришны нет потерь. В «Бхагавад-гите» говорится, что любое, самое незначительное усилие, защитит человека от всех видов страха. Разумный человек трудится только ради вечного, духовного, а неразумный привлекается мишурой временного иллюзорного, материального. Все, что имеет начало, имеет и конец, поэтому не представляет большой ценности. Очевидно, что если нечто произведено, кем-то (даже если это сотворено Богом), то оно иллюзорно и мало, что стоит: есть начало – будет и конец.
Подобно Сизифову, который катит камень в гору, но, достигнув вершины, камень снова скатывается вниз, точно так же и материалисты трудятся в поте лица, не зная ни сна, ни отдыха, а в результате, когда приходит смерть, то оставляют все. Они наслаждаются в уме, постоянно говоря о своих достижениях, строя планы, думая, размышляя и фантазируя, потому что их планы никогда не сбываются. Когда приходит смерть, она забирает у них все. Планы материалистов обречены на провал, но они глупы, чтобы осознать и прекратить бесполезный и затянувшийся произвол.
В отличие от этого, мы с полной уверенностью можем сказать, что душа вечна, она никогда не возникла, не возникает и не возникнет, она вечно существующая и неизменная. Она остается неизменной после того, как тело разрушается. Кришна – вечен. И поскольку живое существо является его неотъемлемой частицей, то их отношения тоже вечны. Отсюда следует, что любые даже незначительные усилия восстановить эти отношения не пропадут даром.
Восьмиступенчатая йога.
Эта йога (аштанга-йога) состоит из восьми ступеней: яма, нияма, асана, пранояма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Вкратце опишем каждую из них.
Яма (самоконтроль). Сюда входят моральные и этические нормы поведения, такие как правдивость, воздержание, не брать чужого, (не воровать и не принимать даров), не причинять страданий другим (ненасилие).
Нияма (религиозность). Аскетизм, простота, чистота, воспевание ведических мантр и гимнов, преданность Богу.
Асана (физические упражнения, которые делают человека здоровым).
Пранаяма (дыхательные упражнения), контроль ума и увеличение продолжительности жизни
Пратьяхара (сдерживание, обуздание чувств, отвлечение их от объектов чувств)
Дхарана (упражнения для ума, концентрация внимания на определенных частях тела: на пупке, кончике носа, точке между бровей.).
Дхьяна (медитация).
Самадхи (созерцание Параматмы, сверхдуши)
В конце всего, когда йог становится совершенным от достигает освобождения от повторного рождения и смерти.
Для современных людей было бы неразумно говорить о необходимости аскетизма, и занятиях такой йогой, поскольку для такой практики нет условий. В «Бхагавад-гите» сказано, что для практики йоги человек должен поселиться в святом месте. Он не должен есть и спать слишком много, как и слишком мало. Как сказал, Риши Патанджали, автор йога-сутр: «Кто без должного режима принимается за йогу, не достигнув в ней успеха, лишь недуги наживет». Современным людям, живущим в больших городах, заниматься такой йогой просто не рекомендуется. Поэтому нет смысла обсуждать эту тему далее. Но есть смысл поговорить о бхакти-йоге, йоге любви и преданности Кришне. Этот вид йоги настолько могущественен, что практически доступен для выполнения каждого.
Он основан, на следовании регулирующим принципам, вайди-бхакти и достижении рагануга-бхакти, когда эти принципы выполнять будет не только трудно, но совсем наоборот, приятно.
Вся аскеза бхакти-йоги сводится к воспеванию святых имен Господа Кришны: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе и следованию четырем регулирующим принципам: отказ от мясоедения, интоксикаций, азартных игр и незаконного секса.
В Ведах говорится, что духовная жизнь начинается с принятия Гуру. Если человек принимает истинного духовного учителя бхакти-йоги (гуру), то его прогресс гарантирован. Уже в этой жизни он сможет вернуться назад домой к Богу.
Элементы бхакти можно встретить в любой религии (в христианстве, исламе или иудаизме), также как и аскетизм и покаяние. Но в отличие от религии, чистое бхакти, или сознание Кришны, есть высшее совершенство любого вида ЙОГИ! При этом, сама по себе аскеза не принесла бы должного успеха, если бы она не была направлена на удовлетворение Верховной личности Господа Кришны.
Основной ее принцип сводится к следующему: «Всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его!» Для этого существует множество вайшнавской литературы, такой как: «Бхагавад-гита», «Шримад Бхагаватам», «Чайтанья Чаритамрита» и труды ачарий прошлого.
Если нам повезло, и мы встретили чистого преданного Кришны, приняв от него инициацию и под его руководством изучая писания, мы, несомненно, разрешим все проблемы жизни.
Маму Тхакур дас (718) 372 2781
Свежие комментарии