Последняя функция государства.
Cегодня государства прямо отождествляют с обществом, будто оно действительно заменило его. Тогда спрашивается, а зачем исторически становилось и развивалось общество, достигшее своего полного развития при капитализме, если его со всеми механизмами его развития легко можно заменить государством?
Разумеется, это глубоко ошибочное представление. Люди тысячелетиями жили без государства, и дальше могут жить без него. Люди тысячелетиями жили без денег, и дальше могут жить без них. А вот без общества они жить не могут. Стало быть, цель состоит в том, чтобы сформировать развитое человеческое общество, причем сознательно. Сегодня люди разбрелись и рассеялись без общества, постольку, поскольку общество разложилось, а государство их не может объединить. Государство им может только помочь объединиться. Мудрено ли, когда в распаде гибнет целое общество и на время его функции заменило государство, став над этим обществом. И люди вообразили, что это им дано на все времена, совершенно запамятовав все принципы общества. И они теперь смотрят на государство, на деньги как на какие-то потусторонние силы, стоящие над ними. И они собой заменили даже представления о боге. И здесь все заменило политика и деньги. И политологи стали самыми важным лицами. Перед ними даже экономисты и философы стали просто пустыми местами, не говоря о социологах. Но помилуйте, о чем эти люди будут говорить, если нет уже общества и люди давно рассеялись? Конечно, они просто будут фантазировать и выдумывать разные небылицы и упорно их выдавать за реальность. Государство возникло и существует только в классово-антагонистических обществах. А это - ничтожный отрезок времени, названный Марксом предысторией человечества. Это истина марксистская. И ее не нужно забывать никогда. Силу государства в настоящий момент можно использовать только для конституирования обуздания власти денег над людьми. Иначе человечество исчезнет с лица земли "как пить дать", и ему уже не придется снова начинать свою историю. Вообще в ходе перерастания современного общество в человеческое государство должно отмереть, к тому же за не надобностью, сохраняя на время лишь отдельные функций, например, как уже говорят, структуры правопорядка. Уже сейчас возникает представление о полицейском строе и о государстве как об органе правопорядка. Но если и эти структуры государства разлагаются под ударами денег, а другие вовсе парализовываются, значит, уже речь может пойти и о последней функции государства. И эта важнейшая роль государства должна быть установлена. И о государстве мы поговорим с этой точки зрения, к тому же в общих чертах. Детальное исследование этого вопроса дано в моей книге.
Является установленной истиной, что человеческая жизнь вообще вышла из дикого и варварского состояния только на основе обмена и исторического развития разделения труда. И в этом основополагающую роль играли деньги. А ведь вплоть до последнего времени даже самые выдающиеся ученые мира не подозревали, что скрывает в себе это древнее отношение между людьми, с которого вообще начиналась цивилизация. И поэтому до сих пор еще никто не подозревает, что именно эти деньги, освободившись от капитала и тем приняв самодовлеющий характер в облике личности, завершат судьбу этой цивилизации, обратно опустив человечество, возможно, и на уровень дикости. В истории деньги играли созидательную роль.
А ведь никто даже представление не имеет, что в определенном смысле человечество действительно опустится на этот уровень. Но не для того, чтобы свою историю начинать снова, а чтобы начинать новую историю, историю человеческого общества, только здесь освободившись от денег. И сегодня каждый может понять, что изолированным людям, все больше превращающимся в пауперов и оказывающимся на дне жизни, уже деньги действительно не нужны. Но если кому-то они нужны только просто для того, чтобы уцелеть, то это уже не деньги. Деньги уже не созидают и в руках преступников, и в руках алкоголиков и наркоманов. И как бы ни рассматривали этот факт, он остается фактом - фактором разрушения. И наше будущее всем движением рыночного общества подведено именно к этому состоянию и здесь гаснет и завершается жизнь старого общества, в основе которого, действительно, на протяжении столетий лежали деньги как всеобщий эквивалент товаров. И в то же время здесь начинается и новая история. И это мы отчетливо увидели.
Необходимо иметь в виду, что только на основе денег, исторически превращавшихся в капитал, было цивилизовано и организовано человеческое общество, которое создало высокие производительные силы и культуру. Но человек оказался неспособным использовать собственные творения для своего блага и совершенствования в их капиталистической форме, которая исторически развивалась не иначе, как все это превращая в товар, в том числе и самого человека. И теперь те же самые деньги вдруг обнаружили разрушительную функцию и разложили товарные отношения и соответствующее им сознание, и это нас застало в врасплох и парализовало всю нашу жизнедеятельность, вызвав невиданные до этого разрушения. И социализму потребовалось более чем семидесяти лет, чтобы изменить первоначальную, созидательную функцию денег и бессознательно направить их на разрушение капиталистического способа производства и созидание элементов будущего в содержательном, скрытом от нас, отношении советского общества. И только в силу того обстоятельства, что мы за деньгами не видим человека, мы оказались в полном мраке относительно своего собственного существования, воображая свою жизнь жизнью денег и вещей. И если мы, ослепленные этими деньгами, за ними не видим человека, то в самом человеке, рассматриваемого вне связи с деньгами, мы не видим вообще ничего, кроме его призрака. И мы за более чем 20 лет не смогли осознать эту функцию денег и вместе с тем и поведения человека, связанного с этими деньгами. Ведь это же поистине уникальный случай, когда свертывается целое общественное производство, парализуется культурная деятельность целого общества и вместе с ними деградирует и человек сам того не желая. И оно действительно представляется неземной силой. И общество, процветавшее до этого, вдруг становится мифом. И люди этому поверили лишь только потому, что их сознание самим этим обстоятельством мифологизировано как результат распада самого этого сознания. И вот вам и результат.
Какого-либо иного смысла, кроме медленного разложения, наша эпоха не содержит. Ибо мир действительно разлагается, но только с точки зрения его развития к будущему, а разложения осуществляет денежная форма личности, которая превращается в свою противоположность только при сознательном управлении, а в стихийности - разрушает. В сущности, мир во всех отношениях готовится совершить скачек к будущему. И здесь имеется только один путь – найти способы обуздания власти денег, именно манипулируя этими деньгами и опираясь на законы развития личности. А это значит, что если именно государство отделила людей от капитала, отделив их от средств производства, то и от денег людей отделит именно государство, став единственным владельцем денег. Тем самым именно государство освободит людей от денежного рабства. Мы идем к этому, и все зависит от того, как это будет осуществляться: сознательно или бессознательно.
Другой вопрос, который поднимается постоянно со стороны демократических партий, составляющих оппозицию государственной идеологии и противостоящих официальной политике. Здесь, в основном, прогресс в сфере политики чаще всего видят в политическом обновлении государства, что усматривается в смене президентской власти, обусловленной регламентами выборов. И суть состоит в том, что президенты, сменяющие друг друга через выборы, могут радикально изменить политику, способствовать прогрессу или регрессу, быть демократичными или реакционными. Государственный суверен значение имел для Ж. Ж. Руссо. Для Маркса же значение имел суверенитет государства, благодаря чему оно способно относительно независимо решать общественные проблемы, отвлекаясь от интересов определенных классов и сообразуясь с требованиями общественного развития. В этом смысле друг от друга могут отличаться «консервативный» или «передовой» президент, в зависимости от личного качества и личного восприятия обстановки. Но в любом случае, если личные качества президента препятствуют прогрессу, то он будет устранен и заменен другим. В данном случае это не играет такую роль, какую играет в общественном развитии государство и его суверенитет. Отдельные люди в государственном управлении – конкретные формы проявления функции государства и его внутреннего движения. И смешивать эти две стороны не следует, чтобы оправдывать амбиций определенных групп людей, стремящихся к власти. И дело здесь не в личных стремлениях людей, а в том, что общественные механизмы разрушены и в силу вступили индивидуальны, что было предопределено социалистическим развитием, в корне направленным на упразднение государства. Государство, в этом смысле, может и препятствовать прогрессу, и способствовать ему. Но именно оно всегда соответствует базису и определяется им. Просто в данном случае сами экономические отношения, играющие роль базиса, разлагаются, а это разлагает и государственное управление, которое, как и формы собственности, оказалось в руках людей, разделивших его. А тот факт, что государство основывает свою деятельность на деньгах, недвусмысленно говорит о том, что и оно, как и люди, оказалось на временной, неопределенной и зыбкой почве. И, само собой разумеется, на этой почве оно долго существовать не может и интенсивно будет разлагаться. История государству отпустила лишь тот отрезок времени, в котором оно навсегда попрощается с людьми, став единственным владельцем денег. Оно уже стремится забирать все деньги и уходить от людей. Это его последняя функция.
Свежие комментарии